Анализ толчковой кривой прыжков на кайте

Тренировка отталкивания
В биомеханике принято выделять следующие фазы прыжка:
— подготовка к отталкиванию
— отталкивание
— полет
— амортизация (приземление)
Наиболее сложным навыком при обучении прыжкам, конечно, будет освоение отталкивание.
Как всегда, причин, почему мы что-то не можем делать, всего три:
— незнание
— неправильное оборудование
— страх (сомнение, когда не знаешь, что происходит)

 

Поэтому, чем лучше получится представить, что надо будет сделать (идеомоторная тренировка), тем быстрее получится на воде.
Цель подготовки к отталкиванию: разогнаться, чтобы набрать достаточной кинетической энергии для прыжка.
Как уже разбиралось, отталкивание — это всегда стопорящее движение, цель которого изменить вектор перемещения ОЦМ (относительный центр массы тела). При этом к конечной фазе отталкивания доска оказывается практически поперек исходного направления движения. Это положение совпадает и с торможением.  Каждый новичок учится тормозить уже  во время базового курса. Поэтому логично использовать это для освоения отталкивания.

 

В чем же отличие?
Чтобы оказаться поперек направления движения, доска вынуждена двигаться по радиусу, при этом возникает центробежная сила, которая тем больше, чем меньше радиус движения доски.

 

Поэтому для торможения радиус разворота доски перед остановкой большой.

 

При подготовки к отталкиванию центростремительное ускорение используется для разгона.  Поэтому доска движется по меньшему радиусу.

 

Кривизна толчковой дуги зависит от вида прыжка.

 

Для прыжков с переводом кайта, где фаза полета значительна по времени, очень важно избежать закручивания.

 

 

На рисунке приведены два варианта выполнения толчковой дуги — малой (A) и большой (B) кривизны. В первом случае направления движения доски (Vд) и всего тела (Vоцм) почти совпадают, и тогда условия для создания устойчивого движения в полете благоприятные. Во втором случае направления движения доски и всего тела расходятся, в результате чего к концу толчка происходит потеря устойчивости тела. Попытка сильнее оттолкнуться  за счет увеличения кривизны толчковой дуги обычно приводит к нарушению устойчивости движения продольной оси тела в полете.

 

 

Поэтому кривизна толчковой дуги при прыжке с переводом кайта более пологая в сравнении с прыжком без перевода кайта, при котором форма траектории, а следовательно, и максимальная высота и дальность прыжка зависят лишь от начальных параметров движения ОЦМ тела: начальной скорости вылета и угла вылета.

 

Никакими вращениями конечностей, их перемещениями и т. п. изменить траекторию движения ОЦМ в полете нельзя.

 

Выводы:
— характер движения тела в прыжке без перевода кайта, в безопорном периоде (полет), целиком определяется начальными условиями вылета
— для прыжка без перевода кайта требуется большая скорость при подготовки к отталкиванию и более крутая (с меньшим радиусом) толчковая дуга, с большим центробежным ускорением. А чтобы избежать закручивания в полете, стопорящее движение при отталкивании  практически полностью останавливает доску (не райдера).

 

 

K – тяга кайта, N – реакция опоры, P – вес, J – центробежная сила

 

— отталкивание — это реакция опоры (N), и чтобы эффективно ее использовать необходимо, чтобы нагрузка была направлена вдоль тела и приходилась на костный скелет. В случае наклона в пояснице вперед, сила будет приложена к мышцам спины и не получится использовать ее без потерь

 

— для лучшего отталкивания внешняя линия доски должна быть с меньшим радиусом (узкие концы), позволяя подходить к отталкиванию по более крутой дуге

 

Для статьи использованы фотографии, сделанные видеокамерой, прикрепленной к переднему краю кайта. Так называемая экшн-камера, несмотря на несерьезные размеры, оказалась вполне настоящей. Способна решать нестандартные задачи и помогать при видео-анализе спортивной техники.

 

 

Не боится воды. Запись на карту позволяет не особо беспокоиться при ударах. 512 к хватает примерно на 14 минут непрерывной записи в максимальном разрешении.

 

 

Питание на батарейках не требует зарядки. Подробно здесь>>

 

2007 сентябрь © Copyright кайт портал Kites.Ru  Михаил Соловейкин