В кайтбординге умение управлять кайтом с уверенностью можно считать основной задачей. Актуальность адекватного контроля над кайтом нужна не только при водном старте. Появление современных кайтов с широким ветровым диапазоном упростило и ускорило начальное обучение на кайте. Пожалуй, это можно сравнить с обучением вождению на машине с автоматической коробкой передач. Начинающий водитель начинает уверено ездить, не владея в полном объеме навыками управления. То же происходить и на плоских кайтах: для спокойного катания подобный уровень владения кайтом вполне удовлетворяет. Трудности проявляются при первых прыжках.
В чем вопрос?
Проблема закладывается при начальном обучении, когда ученика учат, что планка к себе — это больше тяги, а планка от себя — это меньше.
Подобная концепция хорошо работает при водном старте, но при прыжках с переводом кайта не позволит реализовать в полной мере тягу кайта.
Если вернуться в начало, к теории ветрового окна, один из выводов в том, что тяга зависит от положения кайта в ветровом окне. Чем ближе к центру, тем больше проекционная площадь и тем сильнее тянет кайт.
На краю ветрового окна передний (ведущий) край купола расположен перпендикулярно направлению ветра. Для того, чтобы кайт оказался ближе к центру (в зоне тяги) ветрового окна, туда надо направить передний край, для этого потребуется резко развернуть кайт, т.е. передний край должен отклониться от перпендикуляра к направлению ветра, и чем больше это отклонение, тем больше будет тяга кайта.
Навык создания дополнительной тяги движением планки к себе, тоже позволяет прыгать, но подобная техника не реализует в полной мере потенциал кайта, а так же нарушает подготовку к отталкиванию.
Используя концепцию «больше тяги = планка к себе», перед отталкиванием необходимо, переводя кайт назад и вверх (против хода движения), отодвинуть планку от себя. В этот момент доска становится плоско, теряется контроль над ребром доски, вынуждая заходить с меньшей скоростью на прыжок.
В момент прохождения кайтом 12 часов, для увеличения тяги вверх потребуется потянуть планку на себя. В результате непосредственно в момент отталкивания вес тела перейдет на кайт, мешая упереться доской, создать необходимую для прыжка тягу. В без опорной фазе прыжка (в полете), повиснув на планке, трудно управлять кайтом.
Что делать?
В базовом курсе, при обучении управлению кайтом, для увеличения тяги кайта фокус внимания сосредоточен на том, чтобы направить кайт ближе к центру ветрового окна. Для чего потребуется сильно развернуть передний край, чем больше отклонение переднего края от перпендикуляра направлению ветра, тем глубже зайдет кайт в ветровое окно и тем больше будет тяги. Новичок уже при базовом обучении учится в полном объеме использовать мощность кайта.
Что же тогда изменяет положение планки? Приведение планки к себе конечно увеличивает тягу кайта за счет изменения угла атаки купола (увеличение проекционной площади), но прирост тяги при этом будет значительно меньше, чем если кайт окажется в центре ветрового окна. Поэтому рациональнее при обучении говорить, что движение планки к себе увеличивает скорость разворота кайта, за счет натяжения боковых (наружных) строп управления. И поэтому, когда нужно точно и быстро изменить положение кайта, надо привести планку к себе. Например, перед водным стартом.
При прыжке с переводом кайта, когда на протяжении всех фаз прыжка требуется точное управление кайтом, планка все время находится в положении, когда сохраняется достаточное для четкого управления натяжение строп. Что позволяет не только лучше управлять кайтом, но и сохранить перед отталкиванием правильное положение тела (цифра 7), при котором плечи находятся позади бедер, удерживая доску на ребре.
Прыжок на плоском кайте
2008 май © Copyright кайт портал Kites.Ru Михаил Соловейкин