Фойл сёрфинг за 5 шагов

Фойл сёрфинг — самый бурно развивающийся вид сёрфинга на сегодняшний день. Скольжение по волне происходит на подводном крыле. Райдер управляет крылом, стоя ногами на доске, возвышающейся над водой на полметра и более. Благодаря минимальному сопротивлению такой конструкции и подъёмной силе подводного крыла область скольжения на волне увеличивается многократно.

На русском языке информации о том, как освоить этот тип сёрфинга пока нет, поэтому ниже мне хочется обобщить свой небольшой опыт, полученный путём проб и ошибок за прошедшие три месяца. Итак, если коротко, то вот они пять простых шагов, которые превратят Вас в фойл сёрфера:

  1. За катером на небольшом по площади крыле (800–900 см2) и небольшой мачте (40–60 см)
  2. То же самое только на серфовом фойле (крыло 1100–1200 см2 и мачта 60–70 см)
  3. Без фала по волне от катера
  4. Тау-ин с краю волны
  5. Разгребание на волну

Далее лонгрид с картинками и видео для тех, кто готов копнуть по-глубже, чтобы узнать “на сколько глубока кроличья нора”. Но перед тем как начать описывать каждый этап подготовки, несколько слов о безопасности. Обязательно используйте защитный шлем и жилет! Фойл сёрфинг как и любой другой вид серфовой активности относится к экстремальным видам спорта. И это не просто слова. Получить гидроногой по голове не так уж и сложно, особенно в самом начале пути, пока не знаешь как правильно падать. А вот серфовый лиш я бы рекомендовал устанавливать только в том случае, если есть угроза катающимся рядом. Итак, поехали!

Шаг первый. Подготовительный. Если вы никогда в жизни не пробовали гидрофойл, и вам ещё не знакомо чувство полёта на подводном крыле, то начать стоить с вейкфойла. Причём не обязательно использовать мощный вейкбордический катер, вполне подойдёт обычная лодка с навесным мотором средней мощности. Крейсерская скорость катания не превышает 20 км/ч. Падать на такой скорости совсем не страшно. По нашему опыту наиболее подходящим гидрофойлом для этого этапа является комплект Cabrinha 2018 DA 135 cm с мачтой 60 см. Небольшое по площади крыло этого гидрофойла взлетает на скорости 17–18 км/ч и очень стабильно ведёт себя в полёте.

Старт осуществляется похожим образом как на вейксерфе. Можно использовать переднюю петлю для облегчения вставания на доску. После старта райдер буксируется на минимальной скорости без взлёта крыла. После выработки правильной стойки скорость постепенно увеличивается, пока крыло не взлетает. В этот момент райдер учится ловить баланс на доске в воздухе и накатывает стабильность скольжения крыла. Крайне важно научиться правильно падать: на спину в сторону подальше от мачты. Самое опасное падение: под себя, когда мачта подворачивается и райдер падает прямо на неё (см. фото ниже).

Чтобы избежать этого, держите спину прямой, а колени согнутыми, ни в коем случае не наоборот.

Первый этап считается пройденным, когда райдер может уверенно контролировать взлёт крыла и стабильно ехать на взлетевшей доске одну минуту и более. Шаг первый можно пропустить уверенно катающимся на гидрофойле кайтерам.

Шаг второй. Знакомство с серфовым крылом. Итак, у вас уже есть понимание того, как работает гидрофойл. Самое время попробовать большое серфовое крыло, на котором можно не просто лететь за счёт тяги, создаваемой катером или кайтом, но и скользить в волне от катера без фала и даже скользить без тяги исключительно за счёт силы собственных ног. Для этих целей нам потребуется крыло площадью 1100–1200 см2. Мы используем на этом этапе гидрофойл Cabrinha 2019 Hi:Rise Lift. Взлёт крыла осуществляется на меньшей скорости. Переднюю петлю уже можно не использовать, что позволит свободно передвигать ноги во время катания для повышения уровня контроля крыла. Чтобы быстрее перенести свои навыки управления небольшим крылом на серфовое, рекомендуется сузить стойку, подтянув немного вперёд заднюю ногу. Так баланс на большом крыле поймать будет проще. В отличие от крыла меньшей площади серфовое крыло медленее и в поворотах и при полёте вверх-вниз. Всё происходит словно при съёмках замедленного кино. Вам необходимо почувствовать и научиться контролировать увеличившуюся подъёмную силу. Будьте терпеливы, адаптация может потребовать какого-то времени. Чек-поинт тот же, что и на первом этапе: необходимо уверенно контролировать крыло в течение минуты.

Шаг третий. Фойл серфинг по волне катера. На этом этапе райдер знакомится с такими понятиями как пампинг и карвинг, учится контролировать фойл на стенке волны и вне её без фала в руках. Этап считается пройденным если райдеру удаётся до минуты удержаться на плече волны, создаваемой катером, и проскользить вне волны на плоской воде за счёт пампинга от 10 метров и более. Причём сделать это необходимо как на правой, так и на левой волне (лицом и спиной к стенке).

Совет для скорейшего прохождения третьего этапа. Не обязательно использовать самый навороченный вейксёрф катер, выдающий огромную крутую стенку, так любимую всеми вейксёрферами. Наоборот, на небольшой пологой стенке удержаться на фойле проще. На крутой стенке крыло неконтролируемо разгоняется и стремится выскочить из-за резко возрастающей подъёмной силы. Вторая от катера волна всегда более пологая, при этом подъёмной силы серфового крыла с лёгкостью хватает чтобы скользить на ней. Найдите точку, в которой движение фойла происходит за счёт волны, фал в этот момент провисает, смело кидайте его в сторону и с помощью поворотов исследуйте границы доступной Вашему фойлу области скольжения.

Шаг четвёртый. Тау-ин фойл сёрфинг. После того как Вы научились уверенно скользить на фойле по волне за катером, можно переходить к обучению на настоящую океанскую волну. На Маврикии лучшим местом для этого является канал Le Morne, где в дни с маленькими волнами можно затягивать райдера на край плеча Манавы, а в дни с большими волнами можно серфить прямо в канале на волнах необрушивающейся зыби.

Затягивание осуществляется катером на скорости 15–20 км/ч. В тот момент, когда райдер оказывается на переднем склоне волны, он бросает фал и продолжает движение за счёт энергии волны.

При необходимости райдер добавляет скорости с помощью пампинга, и с помощью поворотов выбирая наилучшее положение крыла на плече волны.

По сути это очень похоже на вейкфойл, только вместо волны от катера райдер скользит по настоящей волне океана. Успех на четвёртом этапе во много зависит от того, на сколько хорошо были усвоены навыки катания за катером на предыдущих этапах.

Шаг пятый. Фойл сёрфинг. Итак, Вы научились уверенно кататься на гидрофойле, используя для захода на волну катер. Самое время попробовать разгребаться своими руками. Для этого нам потребуется доска с объёмом. Мой опыт показал, что можно разгрестись и на кайтовой доске с литражом всего 24 литра (Cabrinha 2019 X:Breed Foil 5’5’’), тем более если Вы обладаете опытом сёрфинга на шортборде. Но проще это сделать, конечно, на доске с объёмом раза в 2 большим. Например, на доске Takuma 5’6’’ с объёмом 49 литров, что сопоставимо с объёмом небольшого лонгборда. Исходим из того, что для фойл сёрфинга лучше всего подходят небольшие пологие волны, на которых обычно катаются на лонгбордах, минималибу или фанбордах схожего объёма. На Маврикии, к примеру, такие волны приходят на Малый риф (правая волна) и Манава (левая волна). Куда ехать (вправо или влево) — не принципиально, так как предполагается, что на 3–4 этапах мы уже пробовали кататься как в бэксайд (спиной к волне), так и во фронтсайд (лицом к волне). Принципиальным вопросом является отсутствие людей на споте, так как первые попытки встать на доску могут быть не совсем контролируемыми или даже совсем не контролируемыми, и выскакивающая из-под Вас гидронога может представлять потенциальную опасность для окружающих.

Разгребаемся также как и на шортборде: ближе к обрушению. В идеале необходимо, чтобы волна рухнула вместе с нашими заключительными гребками, и доска полетела вниз, набирая необходимую для взлёта крыла скорость.

Не спешите вставать! Убедитесь, что скорость не слишком высокая, и крыло не пытается выскочить из-под Вас. Если же это происходит, то слегка передвиньтесь на нос доски и ждите, когда скорость снизится и крыло перестанет взлетать. Можно свесить ноги за борт, чтобы ускорить процесс торможения.

Как правило, скатившись вниз по стенки волны практически на плоскую её часть, скорость резко падает. Самое время встать на доску и сделать свой первый памп, который заставит крыло взлететь.

Как только доска оказалась в воздухе, продолжайте пампить для набора скорости и поворачивайте фойл в сторону плеча волны, где можно будет ехать за счёт гравитации.

Советы для пятого этапа. Будьте внимательны относительно глубины. Не катайтесь там, где можно зацепиться за дно крылом. Проныривать пену от обрушившейся волны можно также как и на серфе с помощью утиного нырка (duck dive), если позволяет глубина и хватает веса задавить объём доски, или с помощью черепашьего переворота (turtle roll), если слишком мелко и собственного веса не хватает для погружения доски под воду. Если крыло бесконтрольно взлетает при старте, то попробуйте либо сменить его на меньшее, либо переместиться в место с меньшим размером волны. И наоборот, если не получается взлететь на крыле даже с помощью активного пампинга, то замените крыло на большее (например Naish Thrust XL с площадью 1500 см2), или переместитесь на более высокую мощную волну.

Как показала практика, для фойл сёрфинга лучше всего подходят волны с небольшим углом закрывания. Так например, на второй секции Манавы угол между фронтом волны и пеной от предыудущей составляет 60 градусов, а на Малом рифе — 45. А вот на спотах типа Одноглазого с углом закрывания около 30 градусов заниматься фойл сёрфингом представляется делом крайне не простым, так как скорость схлопывания этой волны намного выше, чем на других спотах. Хотя, время покажет… Всё только начинается!

Занимайтесь фойл сёрфингом вместе с нами!


Текст и видео Дмитрий Евсеев, фото Анна Шахова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.