К вопросу о продвинутом обучении

Потребность учиться новому является базовой для современного человека. И кайтбординг — не исключение. Интерес к катанию сохраняется до тех пор, пока остается возможность учиться. Современное оборудование, сделав легким вступление в кайтинг, приводит к тому, что начинающий райдер быстро осваивает начальные элементы фристайла, а дальше прогресс замедляется. И не смотря на существующий спрос на продвинутое обучение, особого прогресса в области совершенствования мастерства для опытных любителей кайтбординга не наблюдается.

Конечно, предложений по продвинутому обучению очень много. Только ленивый не учит прыжкам и фристайлу или ставшим модным в последнее время вейврайдингу. Но как известно, обещать не значит жениться. Учат много, только результат занятий не особо впечатляет.

Развитие продвинутого обучения можно косвенно оценить по уровню соревнований: количество участников, демонстрирующих современное катание, не увеличивается. Фактически прогресс напрямую зависит от того, сколько времени райдер проведёт на воде. В условиях России тренироваться круглый год не получится, и финансовая поддержка во многом решает. Так что, без помощи родителей или друга-олигарха прогрессировать, катаясь без перерыва, пока не получается.

Техническая подготовка непосредственно связана с обучением спортивным упражнениям, процессами формирования и совершенствования спортивной техники, где классические педагогические проблемы — «чему учить» и «как учить» — ставятся особенно остро.

Основная проблема при обучении это взаимопонимание. Прежде, чем пробовать новое, обучаемый должен ясно понимать, что он должен сделать. Значение каждого слова зависит от предыдущего опыта. Отсутствие общепринятых терминов, которые понимаются всеми одинаково, описывающих продвинутую технику, делает пояснение элемента сложным для понимания.

Конечно, совмещение с видео показом или непосредственная демонстрация элемента на воде, помогает лучшему пониманию, но поскольку при пояснении используются, те же не очень понятные термины, представление о том, что и как делать получается не очень полным.

Если даже при личном общении не всегда удается донести, ключевые моменты нового движения, то что говорить о сложности понимания описания элемента в тексте. Особенно забавляют переводные учебники в стиле “… метешься, метешься, оп-оп –оп и готово…”. Хотя надо отдать должное качественным иллюстрациям.

Популярное использование раций, выглядит круто, но чудес не бывает. Без четких терминов объяснение сложно понять на берегу, а уж когда инструктор постоянно дает советы что делать или не делать, понимание не улучшается. И дело даже не в том, что человек по природе своей способен только 20% услышанной информации воспринять. Лично мне сложно оставаться спокойным за рулем, когда моя девушка советует, как лучше было выбрать дорогу.

Разучивая новое движение, райдер неизбежно совершает ошибки, которые, конечно, отлично видны со стороны. И даже если тренер сам не умеет, но много раз видел удачное выполнение элемента другими, он может без проблем найти расхождение с удачной техникой и указать на ошибки. В голове у инструктора существует некий зрительный образ выполнения движения, наблюдая за учеником, он как через призму,  следит за расхождениями в траектории и отмечает ошибки. Только вот не факт, что сам инструктор правильно представляет технику движения.

Но дело не в ошибках которые явно видны. Здесь как в медицине: важно лечить не симптомы, а причины. А вот причины ошибок определить без объективной фиксации элемента маловероятно, так как причина предшествует, а все внимание сосредоточено на ошибках и отмотать назад в памяти не получится. Даже анализируя видео, требуется определенный опыт, для нахождения причин ошибок.

Не распознав причины, просто указав на ошибку, например “не сгибаешь ноги при вращении” совет инструктора приводит к тому, что  ученик, стремясь сильнее согнуть ноги совсем теряет движение и результат нередко становится еще хуже.

Ниже пример сравнительного анализа сделанного очень давно и размещенного на сайте.

Ученик с хорошей физической формой и достаточным уровнем катания, не мог разучить очень простое движение (как правило, его осваивают очень быстро на первом занятии). Наблюдая за выполнением элемента, я добросовестно перечислял  ошибки и давал советы, что делать и чего не делать. В перерывах показывая свое исполнение этого элемента. Элемент не получался.

Вечерний разбор элемента на видео так же не помог. На след день сняли мое выполнение, чтобы сделать сравнительный анализ. Вот что получилось (было очень давно и качество стоп кадров слабовато):

Попробуйте определить причину, почему не получалось докрутить и уехать.

Ошибок как всегда много, но причина в том, что готовясь прыгать, у райдера опорная (задняя)  нога развернута коленом внутрь, что делает не возможным, поставить доску на ребро в момент отталкивания.

Для исправления достаточно было проехать пару галсов, обращая внимание на положение задней ноги. С первой попытки элемент получился и стал стабильно выполняться в обе стороны.

Многие сочтут  подобный подход слишком сложным. Казалось бы, куда проще одеть шлем с рацией, и инструктор научит. Но только, например в России очень много девушек катаются на кайте, многие дружат с инструкторами-спортсменами, но только это не помогает им кататься лучше. Конечно, возможно спортсмены специально не раскрывают свои тайны. А иначе чем объяснить такой разрыв между уровнем женского мирового топа и Чемпионатом России?

Несомненно, у кайтбординга есть особенности, но например, современная спортивная гимнастика или акробатика вполне сравнимы по уровню сложности и координации. А технологии обучения гимнастическим упражнениям подробно описаны в учебниках. Правильное разучивание новых элементов позволяет сократить количество неудачных попыток, а значит не только быстро научиться, но и избежать травм.

Прошлым летом, покатавшись на «Риксоне» два месяца, Вика стала Чемпионкой России по кабельному вейкбордингу, победив по ходу ещё на нескольких комерческих турнирах. Конечно, ей повезло, что она живёт в Екатеринбурге, где лучшая круговая канатка в России, но тренироваться одной без правильной методики было бы не возможно. Слишком велик риск получить травму, что нередко и происходит с опытными кайтерам, пробующими свои силы на «Риксоне».

Продолжение следует. Во второй части речь пойдёт о технологии тренировки спортивной техники.