Обзор лебедок Москвы

В Москве уже больше недели стоит жара +30 и штиль. В такие дни кайтпляжнику всегда неймется. Очень хочется хлеба и зрелищ или других приключений на свою ж… точнее голову. В этот раз мы с друзьями решили вместо стандартных вариантов «вино, кино и казино» поближе познакомиться с таким видом развлечения как cable wakeboarding или лебедка, если говорить по-русски.

Как уже говорил Михаил Соловейкин, лебедка в большей степени подходит кайтеру как дополнительное средство тренировки в безветрие, чем классический вейкбординг за катером. Действительно, как ни крути, а прыжки на катере делаются не на зарезке, а с волны. А вот техника прыжков на лебедке похожа на технику прыжков в кайтбординге — с зарезки без завода кайта. Плюс есть возможность попробовать свои силы в такой экзотической для России дисциплине как kicker&sliders.

За эту неделю мне удалось посетить обе московские лебедки: в Строгино и в Рублево. Ниже речь пойдет о лебедках в целом и о Московских лебедках в частности.

Немного истории

При написании этого раздела использовалась информация от компании «Сервер»,  занимающейся монтажом лебедок SKI-RIXEN в России.

Система буксировки воднолыжников с помощью  кольцевого сдвоенного каната, приводимого в движение электродвигателем, была изобретена и запатентована в 1960 году немецким инженером Бруно Риксеном.

Организованная им фирма RIXEN SEILBAHNEN более 40 лет занимается выпуском оборудования для подобных установок, постоянно совершенствуя их конструкцию.

За короткий срок установки SKI-RIXEN завоевали популярность сначала в Германии, а затем получили широкое распространение и в других странах Европы. Более того, Всемирный воднолыжный Союз признал полноценным такой вид буксировки лыжников и стал проводить официальные Чемпионаты Европы по этой разновидности воднолыжного спорта.

С 1975 года канатные дороги Риксена появились в США, где воднолыжный спорт всегда пользовался большой популярностью. Дорогами сразу же серьезно заинтересовалась мощная индустрия отдыха Америки. Оценив огромные преимущества канатной тяги лыжников по сравнению с буксировкой катерами, американцы начали строить установки Риксена на популярных пляжах и курортах,  в составе крупных центров отдыха и в аквапарках.

Широкое распространение установок SKI-RIXEN в мире повлекло за собой рождение нового вида спорта, который получил название cable wakeboarding.

В 2000 году директор фирмы «Сервер» Сергей Яковлевич Телятников пригласил изобретателя лебедки немецкого инженера Бруно Риксена  в Москву.

Сергей Яковлевич предложил господину Риксену построить первую в стране установку SKI-RIXEN. К тому времени почти в 30 странах мира действовало уже более сотни подобных спортивных сооружений.

Так в 2002 году появилась первая в России лебедка, которая до сих пор успешно функционирует в бухте Живописная (залив Москва-реки, расположенный в районе Мякинино-Рублево). В 2006 году аналогичная установка появилась в Строгино. В этом году уже состоялось открытие в Анапе. Планируется строительство лебедок и в других городах России. Кстати, по словам Сергея Яковлевича стоимость строительства такой конструкции не превышает 250 тысяч евро, для сравнения это всего лишь стоимость средней квартиры в Москве. А срок окупаемости такого проекта в среднем составляет 1-2 года. Приплюсуйте сюда еще экологическую чистоту этого проекта. Поэтому в ближайшее время, думаю,  можно ожидать настоящий бум в развитии cable wakeboarding’a в России.

Устройство лебедки

Простейшая трасса установки SKI-RIXEN представляет собой прямоугольник (см.схему ниже). Углы поворотов по 90 градусов, мачты могут быть установлены как на берегах, так и на акватории водоема.

Длина такой трассы составляет 740 м. При расстоянии между каретками, за которые цепляется фал длиной до 20м, порядка 80-100м, на трассе одновременно могут находиться 8-9 человек.

Более совершенные трассы устраиваются с пятью мачтами. Пятиугольная конфигурация трассы наиболее отвечает спортивным и эксплуатационным требованиям. В этом случае первые три после старта угла поворотов не прямые, а тупые (110-125 градусов), что существенно облегчает их прохождение, что особенно актуально начинающим райдерам. Именно по такой схеме и построены обе московские лебедки:

На ригеле ближайшей к стартовой площадке мачты монтируется электродвигатель и механизм подсоединения/снятия буксировочных фалов. Управление установкой раньше осуществлялось вручную, рычагами, теперь последние модели (в том числе и установки в Москве) имеют компьютерное управление и пневматическую систему подключения фалов и сброса их на байпасную линию.

Скорость движения сдвоенного тягового каната — от нуля до 60 км/час, с плавной регулировкой, без остановки движения. Контроль осуществляется с помощью компьютера.

В комплект поставки обычно входит стартовая площадка  с пандусом. Старт райдера происходит с низководного плотика, имеющего скользкое покрытие, либо прыжком (для продвинутых райдеров).

Поскольку стартовая площадка  расположена под прямым углом к направлению движения троса и каретки с прицепленным к ней фалом, нарастание скорости в момент старта (рывок) получается не столь резким. Это существенно облегчает момент старта и позволяет освоить этот достаточно трудный этап катания довольно быстро даже новичкам.

Подробнее о каждой из московских лебедок ниже. Внимание! Автор не несет ответственности за информацию по ценам, времени работы и т.д. Актуальные данные уточняйте непосредственно у администрации клубов.

Лебедка в Строгино

Официальное название: «Во!Клуб» (создан на базе «Водно-лыжного клуба Натальи Румянцевой»)
Контактный телефон: +7 (915) 199-89-28, e-mail: vo-club@mail.ru
Время работы:  будни с 14:00 до 21:30, выходные и праздничные дни с 12:00 до 21:30.
Длина троса: 840 м
Кол-во мачт (опор): 5
Максимальное кол-во райдеров на трассе: 9
Инфраструктура: кафе, туалеты, раздевалки с запирающимися шкафчиками
Фигуры на воде: трамплин с радиусом, слайдер длиной 10 метров, трамплин без радиуса

Местоположение: «Во!Клуб» расположен справа от Строгинского шоссе между мостом и заправкой BP в небольшом заливчике. Машину можно оставить вдоль дороги или на дороге паралельной к заправке BP.  До заправки BP можно добраться любым общественным транспортом от ст.метро «Щукинская».

Cтоимость катания (данные на август 2008 г.)

будние дни

вых. дни

1 круг

150 руб 200 руб

15 мин

300 руб

350 руб

30 мин

450 руб

550 руб

1 час

800 руб

1000 руб

2 часа

1100 руб

1300 руб

целый день

2000 руб

3000 руб

Абонемент на месяц — 15000 руб. Абонемент на 3 месяца 35000 руб. Аренда всей лебедки на 1 час 9000 руб.

Помимо самого катания в стоимость билета включено пользование спасжилетом и на выбор водные лыжи или вейкборд с облегченными креплениями (что-то напоминающее кайтборд). Внимание, прыгающим райдерам — шлем необходим свой! Прокат гидрокостюма — 150 руб/день, шэзлонг — 50 руб/день. Прокат вейкборда 200 руб/день, монолыжи с жесткими креплениями 200 руб/день.

Установка в Строгино была запущена в августе 2006 г., она является 111-й установкой «RIXEN» в мире. Это самая современная модель, и она подходит как для занятий начинающих, так и для проведения соревнований мирового уровня.

Наличие трамплинов и слайдера говорит о том, что это самый настоящий Cable park!

На территории «Во!Клуба» есть кафе, раздевалка, небольшая лужайка для зрителей. Обойдя заливчик можно расположиться большой компанией на песчанном диком пляже.

Для удобства возвращения упавших райдеров – между стартовой и первой от нее мачты сделана дощатая дорожка.

Лебедка в Рублево

Официальное название: «Центр воднолыжного спорта «Сервер»
Контактный телефон: +7 (915) 385-52-75, (495) 621-95-41, (495) 623-13-82
Время работы: ежедневно с 10:00 до 21:00 с техническими перерывами.
Длина троса: 840 м
Кол-во мачт (опор): 5
Максимальное кол-во райдеров на трассе: 8
Инфраструктура: стоянка, кафе, туалеты, раздевалки, пляж
Фигуры на воде: трамплин для начинающих высотой до 1 метра

Местоположение: Центр воднолыжного спорта «Сервер» находится сразу за МКАДом. Проезд на автомобилях: поворот с МКАД на Новорижское шоссе, через 200м за АЗС съезд направо на Мякининское шоссе, далее  направо до территории «Центр воднолыжного спорта «Сервер». Общественным транспортом: от ст. метро «Молодежная» автобусом № 127 до пос. Рублево, далее пешком или маршрутным такси до остановки «Рублевский пляж».

Официальные цены публиковать нет смысла, т.к. они расчитаны больше на пляжную аудиторию, отдыхающую в окрестностях Рублевки. Но приятно, что руководитель ЦВС «Сервер» Сергей Яковлевич Телятников – человек контактный и понимающий, а главное радеющий за развитие спорта! Поэтому просто скажите в кассе пароль «мне прайс для кайтеров» и Вы получите цену лебедки в Рублево по цене Строгино (см.выше).

За мачтой №3, в наиболее удаленной от старта точке трассы, установлен плот, на котором упавшие райдеры ожидают моторную лодку, возвращающую их обратно к месту старта. При скорости 30 км/час время прохождения одного круга около двух минут.

Для тех, у кого нет своей доски, в прокате предлагают интересную доску, немного внешне напоминающую кайтборд, но спроектированную специально для катания за лебедкой. По форме она похожа на кайтовую, но намного толще и на ней отсутствуют плавники. В носовой часте они даже не предусмотрены, а на корме видны отверстия под три плавника, но они не установлены, видимо, для большей свободы движения. А также закладные заметно смещены назад, это видно на фото:

Для начинающих интересным будет небольшой кикер: он намного меньше Строгинского и буквально после пару кругов его может освоить любой кайтер. Не забудьте снять плавники с вашей доски перед этим!

Ну, и конечно, нужно отметить огромный широкий пляж, что наверняка понравится Вашим друзьям и членам семьи, не катающимся на лебедке, но приехавшим с Вами за компанию.

О технике катания

Обе лебедки похожи как братья-близнецы. В штатном режиме обе тянут в районе 32 км/ч. Распологаются обе недалеко от МКАД (строгинская внутри МКАДа, рублевская сразу за ним), поэтому вечернее стояние в пробках при выезде из центра обеспечено в любом случае :). Но работают обе до поздна, поэтому в любом случае покататься после работы точно удастся!

Катание за лебедкой намного проще катания за кайтом. Тебе не нужно думать о тяге, ибо она есть и она стабильна. За исключением места прохода кареткой мачт. Здесь, если зайти не по правильной траектории и дать провиснуть фалу, он может очень сильно рвануть. Но, однозначно, следить за тем, чтобы фал не провисал нааамного проще, чем управлять кайтом. И любой кайтер не ощутит в катании на лебедке никаких проблем, и буквально с первых метров поймет, что к чему. А освоившись, сразу начнет пытаться прыгать.

Для катания можно использовать любую доску: вейкборд, кайтборд, кайтборд с вейковыми крепами. Можно установить плавники, можно их снять (если планируете, к примеру, прыгать с трамплина и скользить по слайдеру). Также люди катаются на лебедке на водных лыжах, монолыжах, книбордах, тарелках, сланцах, вейкскейтах и т.д.

Мне лично больше всего понравилось кататься на жесткой кайтовой доски от Ликвид Форса с вейковыми креплениями. Самое приятное, что дело-то происходит в штиль, на закрытом маленьком водоеме, поэтому катание по флэту  на жесткой доске мне доставляет истинное удовольствие. По словам Петра Тюшкевича, в вейковых крепах легче зарезаться, чем в петлях, но больнее падать, ибо ноги из креплений выскакивают намного неохотнее, чем из петель. Вот такой непростой выбор!

Мой скромный арсенал трюков в кайтбординге позволил мне начать делать первые попытки raley — базового элемента для лебедки. Получилось буквально с третьего-четвертого раза, первые разы испытвал на прочность корпус своей конструкции. Конструкция оказалась вполне прочной. :)

Если вы умеете делать рейли на кайте, то, я уверен, Вам не составит особого труда перенести этот опыт на лебедку. Всё, что вам нужно, это создать натяжение троса, достаточное, чтобы выдернуло тело из воды. Если посмотрите видео о cable wakeboarding’е, то увидите, что профики прыгают в любой точке лебедки. Но особенно амплитудные прыжки получаются в момент сразу же за переходом мачты кареткой, к которой подцеплен фал райдера. Я думаю, проще всего начать делать свои первые прыжки сразу за переходом кареткой мачты, и естественно, проще делать первые прыжки у ближайших мачт к месту старта, чтобы в случае падения быстро вернуться на трассу.

Сделать рейли на лебедке достаточно просто: представьте, что в руках у вас планка кайта (в данном случае ручка фала); представьте, что вы снялись с крюка, идете правым галсом (правой ногой вперед в хилсайде); кайт будто находится достаточно низко; вы разгоняетесь (в этот момент каретка проходит мачту); держите спину прямо, резко зарезаетесь, направляя доску перпендикулярно тросу и, почувствовав резкое усиление тяги на тросе, делаете доской плавную «запятую», давая тяге вытянуть вас из воды; в полете расслабляетесь, высматривая место приземления и когда почувствуете, что начинаете снижаться, подтягиваете фал к переднему бедру и приземляетесь, сорвав апплодисменты женской аудитории на берегу ;)

Вообще, по словам опять же Петра Тюшкевича, чему-то новому научиться на лебедке достаточно сложно, ибо в случае ошибки прикладывает значительно мощнее, чем на кайте. И я уже это почувствовал на все 100%. Пару раз меня размазывало очень и очень по-пацански. Главное здесь, если чувствуете, что что-то пошло не так, во время бросить фал из рук и принять положение тела, максимально комфортное для соприкосновения с водой :) Даже и не думайте прыгать на лебедке без шлема с закрытыми ушами (статья о баротравме уха писалась будто про лебедку) или без защитного жилета (отбить легкие или повредить ребро не так уж и сложно, как кажется с первого взгляда)!

Наверное, кайтрайдеру правильнее лебедку рассматривать лишь как средство для поддержания общего тонуса в моменты, когда катание с кайтом невозможно (например, в штиль), и для закрепления уже отработанных на кайте элементов. Хотя, возможно, это и заблуждение, и Вы сможете разучить пару новых трюков пока не дует и потом неожиданно удивить своих друзей, когда перенесете полученный опыт на лебедке на катание с кайтом… Решать только вам! А для себя я уже точно знаю, чем заняться в Москве после работы, когда не дует!

2007 август © Copyright кайт портал Kites.Ru Дмитрий Евсеев