Оценка общего впечатления

Видео от PRO: Петр Тюшкевич об оценке общего впечатления

Скачать в формате:iPod/iPhone 3GP WMV                Посмотреть в HD-качестве:HD 720p

Во многих сложокоординационных видах спорта выступления оцениваются по двум критериям. Первая оценка – за техническую сложность, и вторая оценивает общее впечатление от выступления (к примеру, в фигурном катании оцениваются тех. сложность и артистизм). Эти две оценки часто противоположны друг другу. К примеру, трудно сделать технически сложный элемент так, чтобы он смотрелся красиво. Не редко, что оценки разных критериев сильно отличаются друг от друга.

В кайтбординге нет необходимости в выставлении двух оценок, так как от судий требуется выбрать только лучшего из двух спортсменов, выступающих в заезде друг против друга. Выделение технической сложности как главного критерия на PKRA сделало судейство на соревнованиях понятным для спортсменов. Это привлекло на соревнования, проводимые под эгидой PKRA, всех ведущих райдеров и создало условия для прогресса технического мастерства.

Но постепенно обозначилась проблема. Соревнования стали терять зрелищность. Сложные элементы не понятны для зрителей, а, значит, и снижался интерес к соревнованиям. Высокие прыжки с огромными пролетами, которые по праву были визитной карточкой кайтбординга, стали исчезать из соревновательных заездов. А те спортсмены, кто продолжал так кататься, радуя зрителей, стали проигрывать, и, как следствие, покидать тур.

Стремление вернуть зрелищность соревнованиям по фристайлу требовало поощерения яркого индивидуального катания, что привело к появлению дополнительных судейских критериев, отвечающих за общее впечатление от выступления спортсменов. И первый из них – это POWER.

Пауэр

Пожалуй, это самый обсуждаемый и комментируемый критерий среди райдеров. Все, кто выступает на соревнованиях в дисциплине фристайл, имеют свое собственное представление, что такое пауер. И хотя в правилах PKRA чётко описан термин, определяющий понятие POWER, довольно часто приходится сталкиваться с тем, что учитывается лишь один из четырех признаков, описывающих это понятие. Это приводит к нескончаемым спорам.

Кто-то, к примеру,  утверждает, что главное – это высота прыжка и далекий горизонтальный пролет. Кто-то требует следить за положением кайта и т.д. Что же такое POWER по правилам PKRA?

1 признак: Большая скорость на отталкивании и на приземлении элемента
Помните, еще из начального курса обучения: чем быстрее движется доска, тем больше индуцированный ветер и тем больше тяга у кайта, т.е. тот самый power (в переводе с английского — тяга). Именно поэтому на соревнованиях плохо оценивают выступления райдеров на плоских кайтах с большим ветровым диапазоном. Большой дипауэр позволяет, готовясь к отталкиванию, ехать на комфортной скорости, потому что в положении «на руках» тяга кайта резко возрастает. Другое дело — обычный с-тип, на котором перед прыжком для создания необходимой тяги требуется хорошенько разогнаться. И хотя по итогу тяга, которую создают разные типы кайтов примерно одинаковая, за счет большей скорости при разгоне прыжок на с-типе выглядит более мощно. Еще один момент, который связан с отталкиванием, — это количество брызг. Чем их больше в момент отталкивания, тем прыжок считается более мощным.

2 признак: Положение кайта при отталкивании и на приземлении должно быть на 45 градусов к горизонту и ниже
Конечно, во время прыжка кайт может менять свое положение, но важно где кайт будет при отталкивании. Если в момент отрыва райдера от воды кайт будет в зените, то это квалифицируется как прыжок с переводом кайта, а, значит, перехват будет называться эирпасом, даже если и в сочетании с вращением. Тот же принцип и на приземлении. С высоким кайтом не будет достаточной скорости, что даже неспециалисту будет видно, что прыжок выглядет менее мощно (эффектно), чем с низким кайтом.

3 признак: Значительный горизонтальный пролет
И хотя значительный горизонтальный пролет возможен и во время прыжка с переводом кайта (когда купол, находясь над райдером, позволяет ему спланировать далеко вниз по ветру, при этом не требуя большой скорости при отталкивании), признаком наличия пауэра он может считаться лишь в случае наличия первых двух признаков (большой скорости в сочетании с низким кайтом).

4 признак: Значительная высота прыжка
Если все предыдущие признаки в прыжке присутствовали, то еще одним фактором, увеличивающим зрелищность прыжка, будет его высота, которая достигается за счет скорости и четкого отталкивания с низким кайтом. В сочетании со значительным горизонтальным пролетом это дает большую амплитуду прыжка.

Тренируясь перед соревнованиями райдеры часто выделяют для себя какой-то один из четырех признаков для отработки элементов, но только все четыре вместе претендуют на звание Power.

Фактор риска

Фактор риска — новый критерий, который появился в правилах PKRA в прошлом году. Соревнования по экстремальному спорту не в последнюю очередь привлекают зрителей рискованными выступлениями спортсменов. Не редко во время заездов происходят падения и даже травмы. Как ни странно, но чистое техничное катание из-за своей легкости кажется менее зрелищным. Появляется ощущение, что так каждый сможет, стоит только захотеть. Поэтому организаторы стараются привлечь райдеров, которые может и не так техничны как лидеры, но зато не боятся рисковать потерять контроль во время прыжка. Что не редко заканчивается травмой.

Этот судейский критерий добавлен для того, чтобы выделить участников, которые выполняют элементы с максимально возможной амплитудой и скоростью, часто на грани потери контроля. Во многом это критерий повторяет power, выделяя стиль катания таких райдеров, как Рубен Лентен.

Стиль

Стиль – самый субъективный критерий оценки. Его определили как внешнюю узнаваемость на воде. У каждого райдера свой собственный стиль катания. Здесь оценка во многом зависит от предпочтений и представлений конкретного судьи об идеальном катании.
Но можно сказать, что в целом катание должно смотреться собранным, слитным.

Приземление: чистое и с бат-чеком

Чтобы элемент получил оценку, он должен быть приземлен. Чистым приземление считается, когда, приземлившись на доску, райдер уезжает после трюка, касаясь поверхности только доской.

Приземлить сложный трюк чисто и на большой скорости получается не всегда. Не редко происходит касание на приземлении воды телом. Такое приземление называется «бат-чек» (от англ. butt check, т.к. как правило, приходится тормозить, садясь в воду пятой точкой). Элемент будет засчитан, но со снижением оценки за нечистое приземление.

Элемент считается приземленным (с бат-чеком), когда касание обязательно было сначала доской, и днище доски все время остается в контакте с водой, даже если райдер скользит несколько метров (расстояние и время не ограничены), используя спину или пятую точку.

Трюк не засчитывается, если на приземлении произошло падение вперед на живот, даже если потом райдер выпрыгнул, встав на доску. Также не засчитываются трюки с падением на спину, когда доска вылетает вверх, теряя контакт с водой.

Потеря контроля

Потерей контроля называется вращение кайта после перехвата. Чисто выполненный перехват должен быть выполнен без вращений кайта на приземлении и без изменения направления движения после приземления. Если после приземления райдер совершает еще подскок с вращением кайта и сменой направления движения, это  оцениваться как потеря контроля. Потеря контроля снижает оценку судей, хотя трюк и считается приземленным.

Вместо заключения

Уровень катания райдеров постоянно растет, что, конечно, сказывается на судейских оценках. Но во многом и судейские критерии влияют на то, как будут выступать спортсмены.  Поскольку цель российских соревнований — создать условия, чтобы российские спортсмены имели возможность полноценно представлять нашу страну на международных стартах и бороться за звание Чемпиона мира, то очень важно иметь правильное представление о современных критериях.

2009 январь © Copyright кайт портал Kites.Ru Михаил Соловейкин, Петр Тюшкевич