Травма колена и оборудование для кайтбординга

Травма колена  составляет большой процент среди спортивных травм. Часто требуя на долгое время прекратить активные занятия спортом.
Занятия кайтингом не исключение.Рассказы про то, что тот или иной райдер получил травму колена достаточно часты, но достоверных статистических данных и тем более историй болезней все же нет.  Как и особого интереса к этой проблеме, по старой русской привычке, «пока гром не грянет мужик не перекрестится».
Проблема выбора нового оборудования не только интересна и близка многим, но и является бизнесом для некоторых (продавцы и производители спортивного оборудования).
Из всего разнообразия  причин спортивных травм – неправильное оборудование — самая простая, легкая для устранения.
Зачем заниматься растяжкой и разминкой, заставляя себя, куда проще пойти и потратить еще немного денег  купив все самое  крутое и продвинутое, чтобы застраховаться от травм.
Коленный сустав – самый крупный сустав человеческого тела. В образовании его принимают участие бедренная, большеберцовая кость и надколенник. Кроме суставных поверхностей этих костей, покрытых хрящом, коленный сустав укреплён целым рядом крепких связок. Скольжение в нём облегчается благодаря наличию суставной жидкости, синовиальной оболочки (сумки сустава), со многими заворотами. Стабильность сустава при ходьбе и беге зависит не только от связок и мышц сустава, но и от внутрисуставных хрящевых пластинчатых тел – менисков, лежащих на суставной поверхности голени. Основные связки коленного сустава – сухожилие четырёхглавой мышцы, переходящее в собственную связку надколенника, боковые связки и внутрисуставные крестообразные связки.

Частые повреждения коленного сустава обусловлены тем, что сустав располагается поверхностно; кроме того, при фиксированной стопе и резком повороте туловища связки коленного сустава в результате очень большой нагрузки разрываются. Из всех повреждений коленного сустава самыми частыми являются спортивные травмы.

Обычно описание травм сустава начинают с ушиба. Однако диагноз ушиба коленного сустава ставят методом исключения, т.е. когда скрупулёзный поиск симптомов других, более тяжёлых, травм, оказывается безрезультатным.
Ушиб не очень характерен  для летнего кайтбординга, в то же время зимой при катании на кайте это очень частая травма, при падении в перед.
Об ушибе можно судить при прямом ударе по передней или боковой поверхности сустава.
Вообще по уровню травматизма коленного сустава,  сноуборд,  благодаря фиксированным на доске ногами значительно безопаснее горных лыж.
При непрямой травме – резкой ротации бедра, чрезмерном отклонении голени в сторону (например, при падении на ноги с высоты) – возникает не ушиб сустава, а разрывы связок, менисков.
Что нередко может быть результатом не совсем удачных прыжков, не только на снегу, но и на воде.
Это пример того, как важно оценить механизм травмы.

Давайте разберемся в механизме травмы колена на примере имеющихся в спортивной травматологии данных и исходя из них проанализируем особенности оборудования для кайтинга (летняя доска и по аналогии сноуборд), которые способны свести к минимуму возможность получение травмы колена.

Основной механизм травмы — это вращение бедра при фиксированной стопе.
Для кайтбординга летом на воде это актуально, ноги на доске не жестко зафиксированы, могут вылетать из ножных петель как во время отталкивания, так и на приземлении, в  следствие большой скорости и или неровной поверхности.  Колено оставшейся зафиксированной на доске ноги подвергается скручиванию по оси  сустава.

Другой сценарий, при котором колено подворачивается, как правило внутрь,  на жестком приземлении. Что характерно  при кайтлупах и/или ошибках при управлении кайтом во время прыжков с переводом кайта, во время  которого кайт залетает слишком далеко назад. Резко выдергивает, после чего происходит падение (качели).
Доска в этом случае приходит практически плоско, что при неправильной технике (колени внутрь на приземлении) может способствовать повреждению наружной боковой связки колена.
Недостаточное сгибание в коленях при приземлении в следствии недостаточной амортизации , может привести к травматическому отрыву или расслоению менисков.

Коленный сустав может травмироваться и при сильном сгибании в коленях. Данный механизм травмы возможен  при постановки доски поперек.  У начинающих райдеров при использовании учебных досок большого размера.
Доски большого размера, большие по объему не так легко идут в слайд и при экстренном торможении могут  способствовать травме менисков в результате резкого сгибания в коленях.

Основная причина травмы колена — это вращение бедра при фиксированной  стопе, очень вероятна летом в случае, когда при падении одна нога вываливается из ножной петли на доске. Поэтому важно, чтобы ваши ноги были максимально надежно зафиксированы на доске. Для чего, настройте ножные петли так, чтобы они плотно обхватывали ступню, особенно по бокам, а не только с верху.

Используйте навеску от заслуживающих доверия производителей. Не очень качественные петли могут тянуться. Также важно, чтобы форма петли  учитывала  анатомические особенности стопы. Также не забудьте подобрать  петли соответствующего размера.
Для девушек и детей использование больших ножных петель часто делает невозможным надежную фиксации стопы на доске.
Относительно регулируемых петель, они удобны в случае использования доски для проката, позволяя быстро подстроить размер. Что так же актуально, когда вы в зависимости от условий, катаетесь в гидрообуви или без.
Хорошие регулируемые петли, правильно настроенные, не уступают петлям без регулировки.
Но если вы подходите  радикально к выбору оборудования, то ваше внимание  должно быть в сторону петель без регулировки, правильного  размера.

По поводу пяточных петель.
Конечно, они позволяют лучше зафиксировать ноги, но только в том случае, если резинки достаточно тугие, чтобы держать стопу и не позволить ей вылететь при падении.
На практике не редко можно встретить использование слишком длинных пяточных петель. Которые не достаточно надежно фиксируют, а при сильном падении приводят к тому что одна из ног вылетает, в то время когда друга застряла, приводя к травме колена.

Стойка на доске.
То, что широкая стойка  способствует стабильному приземлению, за счет понижения центра тяжести очевидно. Но при слишком широкой стойке, когда суставные углы ног близки к предельным, невозможно эффективно отталкиваться.
Что не редко становится причиной доталкивания носком стопы и как следствие выпадение  задней ноги из петли. Это на приземлении может привести к травме колена (приземлении с одной фиксированной ногой).

Разворот стоп наружу за счет установки петель под углом.
Стойка сноубордиста для катания в парке за счет хорошей  фиксации ботинка в креплении разгружает голеностоп и препятствует подворачиванию колена внуть. Для летнего кайтборда так же актуально, но в разумных пределах.
По большому счету то, что развернутые стопы на доске помогают лучше приземляться — не факт. Многие известные спортсмены предпочитают практически прямую постановку петель.
Скорее всего надо избегать крайностей, при сильно развернутой толчковой стопе наружу, контроль над ребром доски (положение пятки дальше от края), будет меньше. Что будет мешать четкому отталкиванию и провоцировать отталкиваться носком стопы и потере доски.
Дальше, см выше.

Рокер.
Подавляющее большинство травм колена получаются на приземлении, в биомеханике эту фазу прыжка принято называть амортизацией. Задача ее — погасить вертикальную составляющую прыжка, переведя ее в горизонтальное движение.
Самый простой способ — это приземление по касательной, который широко использует на приземлении  по-настоящему больших прыжков (к примеру на лыжах с трамплина).
На воде это тоже возможно, к примеру, приземлиться на сход волны значительно мягче, чем на ровную поверхность.

Но и для ровной поверхности можно улучшить приземление, сделав его по касательной, за счет изогнутости доски по длине (рокер).
Этот прием  используют производители вейкбордов.
Для кайтбординга такое решение менее приемлемо по причине меньшей скорости доски с изогнутым дном. В отличии от буксировочного катера, тяга у кайта  более непостоянная и медленная доска будет хуже идти на ветер. Поэтому в последнее время большее распространение получила переменная  жесткость доски, как продольная, так  и торсионная. Это позволяет доске эффективно идти на ветер, используя преимущество плоской формы, и не менее эффективно гасить удар, прогибаясь при касании хвостом воды.

Расстояние от наружной закладной до хвоста (кормы летом) доски должно позволять доске прогибаться и в зависимости от покрытия, на котором катаются, может отличаться. Для воды оно равно примерно 25-27 см., такой рычаг позволяет доске прогибаться, смягчая удар.

 Техника приземления на сноуборде во многом схожа на ровной поверхности и при удачном приземлении первым касается хвост доски.

Конечно оптимальный размер хвоста доски для снега, отличается. Сноуборд для зимнего кайта жестче, что при недостаточной эффективной длине хвоста доски, при касании поверхности, доска не будет достаточно прогибаться. Так же на размер правильного сноуборда будет влиять вес райдера (собственно то, что и должно прогнуть доску, смягчая приземление).

Что касается сноуборда.
Кайт позволяет прыгать с ровной поверхности, а традиционный сноуборд был предназначен для катания с гор. Так что появление новых моделей специально заточенных под кайт — это закономерное развитие.

Более жесткие, больший радиус внешней линии, короче по длине и шире в талии. Напоминающие ТТ для паркового катания.
Техника приземления осталась та же, сначала касается хвост доски (который прогибаясь амортизирует), беря на себя часть удара, а то, что осталось, поглощается работой коленей.

При этой концепции радикально короткие сноуборды, с меньшей длинной хвоста (от наружной закладной), должны (в теории) уступать своим более длинным конкурентам (похожим на парковый ТТ). И об этом говорят многие райдеры.

Но при рассмотрении не надо забывать и то, что ошибка на приземлении происходит в результате нестабильного полета (начинается закручивание), что в свою очередь происходит в следствие не четкого отталкивания.   Есть мнение что в этом как раз сильная сторона коротких кайтовых сноубордов, максимально приближенных к летней доске они жестще и лучше отталкиваются.

Поэтому, наверное, правильнее дальше ничего не выдумывать, а просто устроить открытые сравнительные тесты. Где каждый сможет выбрать себе то, что нравится.

2007 ноябрь © Copyright кайт портал Kites.Ru Михаил Соловейкин