Биодинамика прыжка

 

В прыжках расстояние преодолевается полетом. При этом достигается либо наибольшая длина прыжка, либо наибольшая высота, либо значительная и длина? и высота. Траектория ОЦМ (общий центр масс) тела спортсмена в полете определяется формулами:

где l — длина и h — высота траектории ОЦМ (без учета его высоты в моменты вылета и приземления), v — начальная скорость ОЦМ в полете, а — угол наклона вектора скорости к горизонтали в момент вылета и g — ускорение свободно падающего тела. Как видно из формул, особенно важны величина начальной скорости ОЦМ и угол его вылета. Начальная скорость ОЦМ создается при отталкивании, а также при подготовке к нему. Таким образом, в  прыжках различается:

1. подготовка к отталкиванию,
2. отталкивание от опоры,
3. полет
4. амортизация (после приземления).

1. В подготовку входят разгон и подготовительные движения на месте отталкивания

Разгон
В разгоне решаются две задачи:
– создание необходимой скорости к моменту прихода на место отталкивания
– создание оптимальных условий для опорного взаимодействия.

В прыжках в длину добиваются наибольшей скорости разгона. Перед  отталкиванием  снижает положение ОЦМ. В прыжках в высоту не нужна большая горизонтальная скорость, разгон короче  при меньшей скорости.  Отталкивание происходит стопорящим движением. Это уменьшает горизонтальную скорость и увеличивает вертикальную, позволяет занять исходное положение при оптимально согнутой толчковой ноге, достаточно растянутых и напряженных ее мышцах, целесообразном расположении ОЦМ и необходимой скорости завершения разгона.

2. Отталкивание
Отталкивание от опоры в прыжках совершается за счет выпрямления толчковой ноги, махового движения туловища. Задача отталкивания — обеспечить максимальную величину вектора начальной скорости ОЦМ и оптимальное ее направление.

После отталкивания, в полете, тело спортсмена всегда совершает движения вокруг осей. Поэтому в задачи отталкивания входит также и начало управления этими движениями.

С момента постановки доски на ребро начинается амортизация — подседание на толчковой ноге. Мышцы-антагонисты растягиваются и напрягаются, углы в суставах становятся близкими к рациональным для начала отталкивания. ОЦМ тела приходит в исходное положение для начала ускорения отталкивания (удлинение пути ускорения ОЦМ).

Пока происходит амортизация (сгибание ноги в коленном суставе) и место опоры находится еще впереди ОЦМ, спортсмен, активно разгибая толчковую ногу в тазобедренном суставе, уже активно помогает продвижению тела вперед (активный перекат).

В течение амортизации горизонтальная скорость ОЦМ снижается, во время отталкивания создается вертикальная скорость ОЦМ. К моменту отрыва  от опоры обеспечивается необходимый угол вылета ОЦМ.

Выпрямление толчковой ноги, создавая ускорения звеньев тела вверх и вперед, вызывают их силы инерции, направленные вниз и назад. Последние вместе с силой тяжести обусловливают динамический вес — силу действия на опору и вызывают соответствующую реакцию, опоры.  Видно что отталкивание вперед происходит только в последние сотые доли секунды; основные усилия  направлены на отталкивание вверх, чтобы получить необходимый для длинного прыжка больший угол вылета ОЦМ.

В прыжках в высоту по сравнению с прыжками в длину усилия направлены на обеспечение наибольшей вертикальной скорости, стопорящее движение более значительно, задачи уменьшения потерь горизонтальной скорости нет.

3. Полет
В полете траектория ОЦМ предопределена величиной и направлением вектора начальной скорости ОЦМ (углом вылета). Движения представляют собой движения звеньев вокруг осей, проходящих через ОЦМ.

4. Амортизация
На приземлении необходимо чтобы ОЦМ, оказался как можно ближе к середине доски. Подробнее>>

2007 май © Copyright кайт портал Kites.Ru Михаил Соловейкин