История создания гидрокостюма

Вопреки убеждению многих людей, вовсе не водонепроницаемость гидрокостюмов защищает тело от переохлаждения в холодной воде. Все как раз наоборот – ткань, из которой шьют экипировку для любителей “прохладных ощущений”, обеспечивает легкое проникновение воды под костюм, но не выпускает ее наружу. Попадая внутрь, вода согревается от тепла человеческого тела и удерживается внутри благодаря специальной пористой ткани, которая называется неопрен.

Длина и толщина гидрокостюма зависит от времени года и температуры воды на интересущем вас споте. Например, короткий гидрокостюм толщиной 2 мм, закрывающий ноги до колен и руки до локтя, вполне подойдет весной и осенью для Египта и зимой для катания на побережьях Индийского океана. В то время как в средней полосе России весной и осенью или на европейском побережье Атлантики зимой лучше воспользоваться длинным костюмом толщиной 5 мм, закрывающим все тело. Также будет правильным решением усилить гидрокостюм для катания в экстремально холодной воде толстыми неопреновыми гидроботинками, перчатками и гидрошлемом.

А ведь были времена, когда человечество не знало гидрокостюмов. Итак, как известно все начиналось с серфинга, с серфинга на Гаваях, и до рождения катсерфинга еще было полвека… Конечно, гавайцы с их бесконечным летом не особенно переживали по поводу теплой одежды. Но когда серфинг рапространился в Калифорнию, а потом и начал завоевывать популярность по всему миру, вплоть до туманного Альбиона, серферы, которым не посчастливилось родиться в краю вечного лета, вынуждены были искать способы продлить время безопасного пребывания в холодной воде. Понятно, что об отказе от катания из-за холодной воды не могло быть и речи.

В “до-гидрокостюмные” времена, готовясь к катанию в холодных водах, серферы отплясывали на пляжах вокруг костров энергичные, почти шаманские, танцы. Некоторые отправлялись в воду в шерстяных свитерах, иногда смоченных в растительном масле, и/или в неуклюжих и неповоротливых скафандрах для подводного плавания старого образца. Не в силах отказаться от любимого дела, серферы пускали в ход все возможные средства, чтобы сохранить тепло.

Главная задача заключалась в том, чтобы не упасть в воду и остаться сухим – так было больше шансов не замерзнуть. Поэтому цель “сохранить тело сухим” долгое время была ключевой в поиске возможных вариантов решения этой проблемы. Включение в поиск жителя Сан-Франциско Джека О’Нила (Jack O’Neill), продавца окон по роду занятий и изобретателя по духу, дало превосходные результаты. Нежелание О’Нила отморозить руки и ноги в холодной воде в конечном итоге произвело революцию.

О’Нил всерьез задумался над созданием функциональной, не ограничивающей подвижности экипировки для катания в холодной воде. Он стал скупать водолазные костюмы ныряльщиков времен Второй мировой войны, изготовлявшихся из тонких листов резины, сшитых на подобие длинного облегающего все тело нижнего белья. Такая конструкция изолировала воздух внутри и хорошо подходила для ныряльщиков. Но серферы делали много активных и резких движений, поэтому водолазный костюм отходил от тела. Вода попадала внутрь, вытесняя воздух, и возникала опасность переохлаждения.

Работая с большим количеством разнообразных пеноматериалов, О’Нил познал свой первый успех с помощью поливинилхлорида (PVC), обладающего хорошими изолирующими свойствами. Первый “мокрый” костюм был изготовлен им именно из поливинилхлорида с пластиковыми вставками.

Однако, несмотря на то, что этот материал хорошо выполнял свои функции, с ним было трудно работать.

Однажды в пассажирском самолете взгляд О’Нила упал на ковровую дорожку в проходе, вдоль которой шли полосы специфического материала наподобие резины. Это был неопрен.

Неопрен был изобретен за двадцать лет до описанных событий Джулиусом Ньюландом для компании DuPont. В 1932 году изобретение появилось на рынке под торговой маркой Duprene и быстро нашло применение в самых разных областях промышленности благодаря таким качествам как устойчивость к солнечному свету, трению и высоким температурам.

Для О’Нила это была настоящая находка. Материал обладал нужными изолирующими свойствами, хорошей плавучестью, панели из неопрена легко поддавались соединению. Развивая посетившую его идею, О’Нил быстро заказал целую гору неопрена и начал конструировать из него костюмы. Вскоре он разработал короткую модели “шорти”, длинную модель, получившую прозвище “долговязый Джон” и облегающий жилет с длинными рукавами и клапаном между ног наподобие тренировочных костюмов для художественной гимнастики. Клапаны предназначались, чтобы удерживать жилет плотно прижатым к телу. Однако, новинка не работала так, как того хотелось ее создателю – серферы не пользовались клапаном, и он просто висел сзади, из-за чего изобретение и прозвали “бобровый хвост”. “Бобровые хвосты” вызывали тысячи насмешек серферов, особенно им доставалось от южан, избалованных катанием в теплой воде.

В 1952 году О’Нил открыл в Сан-Франциско первый в мире Surf Shop, зарегистрировав его в федеральной регистрационной палате, таким образом введя в обиход сам термин “серф шоп”. После этого момента “серф шопы” начали и продолжают появляться по всему миру и по сей день.

Торговая точка, расположившаяся в гараже, недалеко от пляжа, где любил кататься на волнах изобретатель, положила начало корпорации O’Neill. Товар расходился молниеносно.

Позднее Джэк провел необычную рекламную акцию, чтобы еще больше продвинуть на рынкок свое изобретение. Он установил резервуары со льдом, в которые посадил своих детей на несколько часов, чтобы продемонстрировать безотказность и эффективность своего товара. Свидетели этого зрелища были ошеломлены.

С момента создания первого гидрокостюма О’Нил постоянно работал над усовершенствованием и повышением качества моделей. Сюда относятся и создание первых гидроботинок, изобретение особой конструкции, сочетающие специальные шов и клей, разработка застежки-молнии, которая увеличила прочность и долговечность костюмов, и созданный позднее и запатентованный им костюм без молнии Zipperless Entry Neck (Z.E.N.). Появление костюмов из более эластичных материалов дало райдерам больше свободы движений, а изменения в крое сделали экипировку более удобной для надевания.

Создание в 80-х годах цветного неопрена на фоне непрерывно возрастающего спроса на “мокрые” гидрокостюмы родило на свет еще одно чудо, однако, ставшее позднее, как и “бобровые хвосты”, предметом многочисленных насмешек. Гидрокостюмы Day-Glo стали настоящим техногенным наваждением, щедро раскрашенным в ядовито-розовые, неоново-голубые, агрессивно-желтые и вызывающе-красные цвета. Активная молодежь стремилась превратить серфинг в модную тусовку на воде, а яркие цвета были в духе того времени.

Восьмидесятые годы также ознаменовались разработкой “гладкой кожи” – менее пористого и более мягкого неопрена, который лучше защищал от проникновения холодного ветра, обеспечивая при этом больше подвижности.

Появление новых материалов и спрос на костюмы породили конкуренцию среди производителей, ставшую причиной постоянной гонки за созданием самого совершенного гидрика. Сегодня дюжина производителей (O’Neill , Quiksilver, Rip Curl, Billabong, Neilpryde и т.д.) охотится за кошельками винд-, кайт- и серферов, объявляя о непревзойденных инновациях и разработках каждый раз, когда кто-то из них добавляет новую линию в гидрокостюм. В конце концов от этой нешуточной конкурентной борьбы выиграли безусловно потребители, получая из года в года всё более и более совершенные гидрокостюмы.

Чем более мягкими, легкими и эластичными становились костюмы, все четче повторяя контуры тела, тем меньше оставалось на карте мира “белых пятен”, доступ к катанию в которых был закрыт из-за низких температур. Были освоены такие “чертовски холодные” места как Аляска, Исландия, Камчатка, Норвегия и Антарктика, где даже пингвины иногда дрожат от холода. И все это благодаря комивояжеру из Сан-Франциско Джэку О’нилу, который однажды устал съеживаться от холода во время занятий любимым видом спорта.

2007 май © Copyright кайт портал Kites.Ru текст Евсеев Дмитрий по материалам crazy-surfclub.ru, фото oneill.com