Причина травм – неправильная техника

 

На страницах этого сайта я уже не раз поднимал проблему травматизма. Большинство травм происходит из-за несоблюдения элементарных правил безопасности. Но есть и другая сторона, это спортивные травмы, связанные непосредственно с выполнением технических элементов. Самый опасный момент – это приземление. Из биомеханики мы знаем, что основной задачей приземления является амортизация. Поэтому основные причины травм у спортсменов высокого уровня – это повреждения связочного аппарата коленного и голеностопного суставов, несущие основную нагрузку, на приземлении. Нестабильность в следствии повреждения связок часто требует оперативного лечения и несовместима с активными занятиям кайтбордингом.  Одна из основных причин травм на приземлении, это ошибка в технике.

Давайте разберем на примере коленного сустава, как это происходит. Комплекс крестообразных (передней и задней) связок является главным стабилизатором коленного сустава (КС).

Анатомия:
Внутри коленного сустава между суставными поверхностями бедренной и большеберцовой костей натянуты передняя и задняя крестообразные связки. Эти связки ограничивают излишние движения суставных поверхностей костей в переднезаднем направлении.

Передняя крестообразная связка (ПКС) удерживает большеберцовую кость от соскаль-зывания вперед относительно бедренной кости. Задняя крестообразная связка удерживает большеберцовую кость от соскальзывания назад относительно бедренной кости.

Крестообразные связки обеспечивают контроль над движениями в коленном суставе при движениях вперед и назад. Все связки коленного сустава являются очень важными струк-турами, которые обеспечивают стабильность коленного сустава.

Значительно чаще повреждается ПКС, несущая основную нагрузку. Ее разрыв как правило вызывает острую нестабильность КС, несовместимую с большинством видов спорта и требует, как правило, оперативного лечения.
На приземлении, иногда  возникает соударение ПКС и стенки межмыщелкоой вырезки.

 Этот синдром, усиливается к тому же неправильной техникой выполнения упражнений,что создает динамический вальгус (наклон колена внуть) и увеличивает риск повреждений ПКС.

Изолированные сокращения четырехглавой м. бедра (ЧМБ) увеличивает нагрузку на ПКС в пять раз. Этот механизм действует только при сгибании в КС от 10 до 30градусов.


При приземлении после прыжка на выпрямленные (или почти выпрямленные) в коленях ноги

ЧМБ вызывает сдвиг голени вперед, оказывая разрушающее действие на ПКС.

На ПКС к тому же действуют масса тела спортсмена и реакция опоры, противодействующая ускорению.

А это отдельная тема про выбор доски, к примеру Кузя окончательно убил колено, когда перешел на очень жесткую доску.

Так что совет сгибать колени на приземлении приобретает новый смысл.  Базовая  позиция на  приземлении:
– коленные суставы согнуты под углом  90-100 градусов;
– плечи находятся на одном уровне с коленными суставами;
– стопы строго параллельны;
– вес тела распределен равномерно на обе ноги;
– руки выпрямлены вперед, на уровне груди.

А избегать наклона суставов ко внутренней линии тела учили еще древние техники. Подробнее>>

Другой механизм разрыва ПКС – скручивание бедра внутрь при ротации и отклонении голени кнаружи под воздействием внешних сил (одна нога вылетела из крепления) и пронации стопы.   Требует анализа техники отталкивания, и конечно  правильно подобранного оборудования.

К этому нужно добавить такие факторы риска повреждения ПКС,  слабые  мыщцы-стабилизаторы бедра, нередко не совершенное, нейро-мускулярное управление, мышечный дисбаланс: более слабые мышцы сгибатели голени, которые не в силах нейтрализовать дестабилизирующее действие ЧМБ. По данным исследований оптимальное соотношение силы мышц задней и передней поверхности бедра 50%:70%, и показатель сгибателей голени менее 50% является значимым фактором риска.

Именно этими, перечисленными выше причинами  объясняется преимущественно  бесконтактный механизм повреждений ПКС.
При тренировке силы мышц необходимо обращать внимание на сбалансированное развитие передней и задней групп мышц бедра.
Проприоцептивная тренировка (тренировка баланса), особенно выполнение специальных упражнений с учетом специфики вида спорта, также значительно уменьшает риск повреждений ПКС.
Пожалуй, главное место в системе профилактики повреждений ПКС в кайтбординге принадлежит специальной программе обучения технике приземления.

2007 май © Copyright кайт портал Kites.Ru Михаил Соловейкин