Юрий Бережнов об использовании реверсивной лебёдки в тренировках кайтеров

Развитие мирового и российского кайтбординга не стоит на месте. И тот, кто найдёт сегодня правильные пути в тренировках, которые приведут кого-то к победам на соревнованиях, а кого-то просто к совершенствованию своего стиля катания, завтра и будет впереди.

В спорте я не первый год. До кайта профессионально занимался вольной борьбой и в качестве спортсмена (Мастер спорта СССР, Чемпион СССР и России), и в качестве тренера женской Сборной России по борьбе. После того как я начал кататься на кайте, я постоянно искал эффективные способы подготовки и изучения трюков вейкбординга и кайтбординга, которые по своему исполнению во многом схожи.

Два года назад я попал в Днепропетровск, где познакомился с Ершовым Ю.А., который лет двадцать назад придумал реверсивную канатную дорогу для занятия водными видами спорта. Покатавшись на ней и взвесив все плюсы, я понял, что это отличный тренажёр для тренировок к изучению всех трюков и элементов, как в кайтбординге, так и в вейкбординге, от водного старта до перехватов. И вот, сейчас этот тренажёр стоит в Егорьевске на реке Любляна.

Реверс начал работать ещё в том году, и уже тогда после первых дней катания я сразу же начал делать рейли, фронтрол и бэкрол, но эти трюки я выполнял и на кайте. А вот мои друзья, которые занимаются кайтбордингом, и к этим трюкам на кайте ещё не приблизились, начали их бахать на реверсе.

После первой недели работы реверса в прошлом году у нас произошла авария: сгорел блок управления, так как у нас стоит первый образец, и он был не доработан. Поставщик сказал, что через две недели будет новый, со всеми доработками. Ну, что делать, я решил пока идет ремонт, рвануть в Анапу под прогноз покатать на кайте.

Я реально сразу же почувствовал, что прибавил в исполнении трюков. Всё, что я делал до этого, стало получаться более динамично, мощно и агрессивно. Лебёдка даёт очень большой толчок и в общефизической подготовке. То, что люди часами качают свои битухи в тренажёрных залах, на лебёдке можно подтянуть до нужного уровня значительно быстрее, при этом обогащая свой организм кислородом и получая удовольствие от скольжения по воде.

В этом году в мае, как только запустили реверс, взяли на работу операторами двух парней по двадцать лет каждому, Кирилла и Алмаза. Кирилл в том году катался немного на кайте, а Алмаз и представления не имел ни о вейкбординге, ни о кайтбординге. Через месяц уже оба начали мочить рейли, с-бенды, фронты с бэками.

А сам я в июне съездил в Анапу на восемь деньков. Перед поездкой естественно тренировался на реверсе. И к удивлению многих, на кайте начал мочить рейли в блайнд на обе стороны и с-бенд в блайнд – трюки, о которых я раньше при своей комплекции и возрасте даже подумать и не мог!

На кайте у тебя есть более высокая амплитуда, скорость по-меньше, плюс её можно легко регулировать, а на лебёдке приходиться делать всё быстрее и динамичнее, а от этого и происходит невероятный прогресс.

Мне как-то попался видос, как Аарон Хэдлоу, пятикратный Чемпион мира по кайтбордингу, бахает одновременно и на кайте, и на кольцевой лебёдке Rixen (когда по кругу могут кататься сразу несколько человек), причём выполняя те же самые элементы и там, и там:

Я тогда подумал, что это, видимо, и есть его главный козырь в тренировочном процессе, по сравнению с другими райдерами. Накатав какой-то элемент на кайте, он оттачивает его на лебёдке, придавая трюку невероятно стильное исполнение и пауэр.

Катаясь на риксене, Вы однозначно повышаете агрессивность исполнения ваших уже наработанных в кайтбординге элементов. А вот разучите ли Вы какой-нибудь новый элемент на риксене, чтобы потом можно было перенести его на кайт?

Я помню свои ощущения после уборки на риксене: тогда я еще подумал, что, видимо, cable wakeboarding – спорт для отмороженных подростков. Риск получить травму на риксене реально выше, чем на реверсе. Поэтому реверс, в отличие от риксена, можно использовать в качестве наработки новых трюков в кайтбординге. При этом заход на трюк на реверсе у вас возможен из любой стойки (с любого галса) в отличие от риксена, где движение идёт всегда лишь в одну сторону.

Также к преимуществам реверса можно отнести – мгновенный рестарт после падения. Вам не надо грести к берегу, идти к месту старта, стоять в очереди, как это происходит на риксене. Фал возвращается к райдеру в руки, благодаря реверсивному ходу движения лебёдки, через несколько секунд после падения. Поэтому даже самому подготовленному катальщику не выдержать на реверсе больше 3 сетов по 10 минут, ведь эти 10 минут ты именно катаешься, а не плаваешь, ходишь по берегу и стоишь в очереди, как это происходит на риксене, где зачастую время для катания отмеряется часами (!), что совершенно невозможно чисто физиологически при катании на реверсе.

Развороты на реверсе абсолютно плавные и без рывков. Их, кстати, по желанию райдера можно осуществлять в любом месте трассы. Оператор чутко следит за действиями катающегося. Это, кстати, очень удобно, если хочешь отработать какой-нибудь трюк или элемент в определенной зоне трассы (на кикере, слайдере или просто потренировать водный старт).

Прыгать, действительно, на реверсе значительно проще, чем на риксене, так как можно регулировать скорость захода на трюк, подавая сигнал оператору. И главное – безопасность! Основная причина спортивного травматизма – это не соответствие уровня подготовки райдера условиям занятий на риксене, где на одной «карусельке» одновременно катаются десять человек, а на реверсе всё точно регулируется конкретно под ваши требования. Оператор на реверсе следит только за одним райдером, а не за десятью, поэтому имеет возможность мгновенно остановить тягу, если увидит, что падение неминуемо. Поэтому падать на реверсе значительно (!) гуманнее, чем на риксене. Не рискуйте по-напрасну! Помните, что у взрослых уже ничего толком не заживает, и раз жёстко убравшись, ты уже пропустил сезон.

Рекомендую всем кайтерам хотя бы раз приехать в Егорьевск, чтобы самостоятельно опробовать возможности реверса, которые он предоставляет для тренировки кайтовых элементов в дни, когда не дует ветер.

2009 июль © Copyright кайт портал Kites.Ru текст Юрий Бережнов, фото Анна Мусатова