Замыв

Самое страшное в катании по волнам, независимо от того чистый ли это серфинг, кайтсерфинг, SUP или виндсерфинг, может случиться во время вайп-аутов. К этому надо быть готовым как психологически, так и технически, чтобы минимизировать риски для жизни. В этой статье я поделюсь своим опытом спасения после жёстких замывов.

Лучше всего, конечно, не попадать в ситуации, когда волна может закрыться прямо на тебя, но если пробуешь кататься в трубах, то это будет случаться достаточно часто. По крайней мере мой опыт говорит ровно об этом. Поэтому каждый раз, выходя кататься на большие волны, я мысленно прокручиваю в голове свои действия во время возможного wipe-out'а.

Очень важная вещь – это серфовый лиш. Его, собственно говоря, и придумали для того, чтобы во время того, как тебя закручивает в пене, и ты полностью теряешь ориентацию в пространстве, можно было найти выход к поверхности воды и сделать драгоценный вдох перед следующей волной из сета.

Лиши бывают разные. Тонкие лиши толщиной меньше 6мм предназначены для профессионалов, участвующих в соревнованиях, для которых результат порой важнее безопасности. Я стараюсь использовать лиши 6, 7 и даже 8 мм. Пусть они не такие изящные, но зато надёжные. Если катаешься часто, то лиш лучше менять раз в три месяца, так как он рано или поздно сам порвётся от старости. И случается это обычно, как раз, во время вайпаутов.

Важно, чтобы лиш легко снимался с ноги одним движением, но в то же время плотно держался. Заранее потренируйтесь на берегу экстренно снимать лиш, чтобы это движение было доведено до автоматизма до выхода на воду. Если лиш зацепится за риф, то единственным шансом освободиться, чтобы подышать, это будет экстренное скидывание его с ноги.

У меня случалось несколько раз, что лиш и цеплялся за риф, и рвался от старости, и самопроизвольно открывался из-за неудачной системы застёжки. Очень внимательно относитесь к выбору и установке лиша на свой серфборд. И своевременно обновляйте его!

Кайтсерферам крайне рекомендуется всегда иметь с собой стропорез. У меня в трапеции для него есть специалный карман, где он крепится с помощью велкро-липучки, но я продублировал это крепление страховочной кайтовой стропой, так как я уже терял однажды стропорез при неясных обстоятельствах. Также как и с лишем, потренируйтесь на берегу быстро доставать стропорез, так как во время замыва, если стропами обмотает тело, счёт будет идти на секунды.

Часто вижу на волне райдеров, использующих защитные спасжилеты и шлема. Сам хоть никогда ничего подобного не одевал, но отношусь с уважением и пониманием к людям, которые максимально ответственно относятся к вопросу своей безопасности на воде.

Теперь непосредственно о тактике спасения во время замыва. Обычно начало wipe-out происходит молниеносно, и ты потом даже не можешь вспомнить этот момент. Если падаешь без кайта, то закрывай голову руками, чтобы в случае удара об воду или дно, не потерять сознание. Под водой очень важно открыть глаза, чтобы видеть дно. Возможно, получится спрятаться на время между камнями, ну или просто, чтобы не потерять ориентацию в пространстве. Не стоит напрягаться под водой, понятно, что ситуация не из простых, но если расслабиться под водой, то получится дольше сохранять драгоценный кислород.

Если в руках планка, то всё внимание на неё, ибо кайт в небе – это палочка-выручалочка во время вайпаута. На Ван Айе часто наблюдал ситуации, как большие мастера буквально улетали из ада в небеса, благодаря вовремя исполненному спасительному манёвру на кайте. Правда, тут есть оборотная сторона медали – надо быть внимательным, чтобы доска на лише, работающая в данном случае как рогатка, не догнала райдера.

К сожалению, не всегда можно проконтролировать ситуацию с кайтом до конца, и если купол рушится на воду, то приключения только начинаются. Есть всего несколько секунд перед обрушением следующей волны из сета для рестарта. Если не успеваешь перезапуститься, то отгребай от кайта как можно скорее в сторону, так как появляется реальная угроза запутаться в стропах после следующей волны. Если дело происходит на мелкоте (а где оно ещё может происходить, если волны встают на рифе), то стропы могут зацепиться за кораллы.  В любом раскладе, готовьтесь отцепить кайт и в случае чего быстро достать стропорез.

Если после обрушения оборудование осталось целым, перезапускайтесь как можно скорее. Пятая стропа, кстати, в таких ситуациях обычно создаёт очень серьёзные проблемы для рестарта, так как кайт в волнах может прокрутиться внутрь арки и завязаться пятой стропой в бабочку. Так что, лично мой выбор для вейврайдинга – это кайты с четырьмя стропами. Ещё момент. Если кайт с системой накачки через один клапан, обязательно закрывайте перемычки поперечных баллонов, чтобы в случае повреждения одного из баллонов, воздух не вышел из остальных.

Если перезапуск по каким-либо причинам не возможен, то либо звоним в службу спасения (для этого водонепроницаемый телефон должен быть всегда с собой и надо заранее позаботиться о необходимых номерах в нём), либо выгребаем самостоятельно. Тут не стоит забывать про отжимные течения, попадая в которые ни в коем случае нельзя сопротивляться. Если грести против течения, только выбьешься из сил. Из течений выбираемся под прямым углом к направлению движения воды. Для совсем безнадёжных ситуаций у меня с собой всегда специальный свисток, который выдаёт даже в воде более 100 децибелл. Если утащит течением далеко от берега, будет надежда, что меня услышат. Алексей Батаршин, когда выгребал после крэша кайта с Ван Айя, рассказывал, что его крики из-за ветра райдеры не слышали буквально в пятидесяти метрах от него.

Никогда не катайтесь без присмотра! Не переоценивайте свои силы и берегите здоровье! И тогда океан будет радовать Вас вновь и вновь!

P.S. Ниже хроника одного моего спасения после замыва. Фотографии Штефана Клянляйна.