г. Москва, ул. Правды, д. 24с7
+7 (495) 633 15 55
г. Москва, ул. Правды, д. 24с7
Пн-Пт: 11:00-20:00
Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок
Войти

Тренерская - Проблемы обучения прыжкам на кайте

Самые читаемые
3 мар 2022
16 фев 2022
8 фев 2022
29 янв 2022
22 янв 2021
18 янв 2021
16 янв 2021
12 фев 2012
#Тренерская
На кайте катаются многие, но высоко и хорошо прыгать получается далеко не у всех. Для профессиональной работы прыжки в кайтбординге требуют знания в области техники прыжка и специальной физической подготовки.

К сожалению, большинство из нас не живет рядом с теплым морем, а когда попадает к нему, вырвавшись на несколько дней, не факт что будет ветер. Но еще больше расстраивает то, что буквально каждый раз приходится вспоминать все заново, восстанавливая технику движений. И потратив большую часть времени на то, чтобы прикататься, до изучения новых элементов очередь так и не доходит. 

Такая же проблема стоит и в спорте высших достижений, когда спортсмен вынужден топтаться на месте, пытаясь восстановить технику движения после небольшого перерыва в катании. Способ больше кататься работает плохо. Для решения этой задачи требуются новые подходы, как вариант, взятые из других видов спорта.

В повседневной тренировке существует недооценка роли методов психологического воздействия. Все сведено к развитию физических качеств, освоению элементов техники. Нельзя добиться успеха только за счет техники и физухи. Необходимо равновесие между физической и психологической подготовкой. Прыжки в кайтбординге в большой мере – эмоциональное упражнение, и это требует совсем других подходов в методике.

Для тренера, стремящегося успешно управлять физическими нагрузками представляют интерес именно психологические реакции. Наиболее характерны изменения эмоционального состояния спортсмена в работе.

Тренировку в целом  следует направить на максимальное накопление внутренних энергий. Для улучшения подготовки тренеру  важнее искать пути за счет педагогических приемов и человеческого фактора.

Часто ведущие райдеры  демонстрируют в сезоне очень неровные результаты. В этом случае основную роль играет их духовное,  психологическое состояние,  которое формируется  годами.

Недостатки методики

1. Главная причина – ошибочная ориентация в целях двигательных усилий. Следует резко снизить огромное количество замечаний о перехвате планки, взятия греба, высоты прыжка, а обратить внимание на исполнение отталкивания и разгона.

Из-за недооценки толчка, больше половины тренировочных прыжков оказываются неудачными. Наблюдая за соревнованиями, даже не специалист замечает, как почти все райдеры имеют проблемы с отталкиванием.

2. В основном, тренируют движения перехвата планки и лишают спортсмена возможности усвоения вертикального толчка. Не учитывают действительного уровня готовности в отталкивании для освоения техники. Мало обдуман переход к очередным заданиям.

Проблема в тренировке перехватов не в том, чтобы дотянуться до планки (на турнике это делают без проблем многие), а в том, чтобы правильно вертикально оттолкнуться. Регулярно обучать новичка перехватам можно только предварительно создав общую базу достаточной силы отталкивания.

3. Под лозунгом «общая физическая подготовка» традиционно используется масса ненужных упражнений. Методика, усложненная за счет расширения разных косвенных заданий, не создает необходимого концентрированного воздействия. Приходиться терять рабочее время на выполнение нагрузки развивающей «вообще». За многие годы тренировок потери времени очень большие.

Путь к высокому мастерству длится в пределах 4-5 лет. Что бы в возрасте 18-19 лет попасть в число лучших (в этом возрасте большинство показывает наилучшие результаты в кайтбординге), оказывается, нужно ступить на дорогу Спорта в 13-14 лет. За время формирования и развития организма молодому райдеру приходится выдерживать не только многолетние прыжковые нагрузки, но и стрессовые переживания.

Принято считать, что стрессовое состояние возникает на соревнованиях. На самом деле стресс занимает основное место в тренировке. Подготовка должна использовать все педагогические возможности для снижения негативного восприятия неудач в тренировочных прыжках.

4. Основные недостатки в технике закладываются методом «сознательного обучения». Подобный вывод может показаться на первый взгляд нелогичным. Сегодня, при новых запросах к скорости и качеству обучения, во многих случаях словесный подход мало оправдан. Невозможно исправить технику прыжка, только за счет тренерских указаний. «Сознательное» обучение, на самом деле, – это звуковое оформление для демонстрации знаний тренера.

Требования в овладении техникой стали намного выше. Естественно вырос объем и сложность словесных объяснений тренера. Уменьшаются шансы перехода слов в правильные движения спортсмена. Попытки понять множество технических нюансов создают у спортсмена нечеткое восприятие. Естественно, после неудачного выполнения ему говорят о «несостоятельности» его техники. Очередное выполнение вызывает очередной словесный поток, который продолжает угнетать сознание для восприятия высказываемых мыслей. Тренеру манерой своего общения необходимо вселять в сознание ученика психологическую уверенность. Любые шаги в тренировке должны усиливать у спортсмена положительное состояние Духа! Нужны не многочисленные словесные объяснения, а лучше предлагать двигательные задания, вызывающие эмоции и конкретную мотивацию. Отрицательно влияет на ход тренировки и другое обстоятельство, когда при каждом очередном объяснении теряется темп работы. Он очень важен для создания связи ощущений между тренирующими воздействиями.

Целесообразнее в полной мере использовать зрение. Ученые считают, что через органы зрения мы получаем более 80% информации. В зрительно представляемых движениях удается быстрее и точнее создать ощущения направления и скорости, закрепить мышечные чувства.

Ощущения позволяют управлять величиной и скоростью всех усилий, создают индивидуальный стиль. Решающим оказывается ритм временных соотношений движений в последних метрах, перед отталкиванием. Речь идет о внутреннем ритме. В этом – секрет выполнения удачных прыжков! К примеру, если не удалось сняться с первого раза с крюка трапеции, задержка нарушает отталкивание и весь прыжок в целом.

5. В условиях возрастающей интенсификации тренировочных процессов наблюдается недооценка человеческого фактора. При возникновении проблем в многолетней подготовке, ищут спасение в увеличении объемов физических напряжений. Необходимы совсем другие подходы.

Основное – сохранять у спортсмена положительный, эмоциональный фон восприятия нагрузок. В этом случае будет выражена роль не сознания, а подсознания. Его ответные реакции связаны с восприятием всех внешних раздражителей.

6. Педантичная погоня за точностью подражания технике Чемпионов – очередной серьезный недостаток в тренерском мышлении. Молодого спортсмена начинают учить точно по существующим «эффективным» образцам. Райдер тем самым лишается естественного развития для выражения личных природных возможностей. Наблюдая за прыжками спортсменов международного класса, четко видно, что каждый мастер имеет свои особенности в технике, но все прыгают и выполняют перехваты. Идеального образца техники нет!

Не следует понимать тренинг в прыжках на кайте узко, только как упражняемость в одном эффективном способе прыжка, например в unhooked. Не редко молодые райдеры готовясь к соревнованиям, отрабатывают только те элементы, которые могут им принести победу в заезде. Узкая подготовка, сведенная до нескольких элементов, выполняемых лишь на удобном галсе, конечно способна принести быстрый результат на местных турнирах. Но ограниченная техника делает не возможным освоение сложных движений, без которых не получится побеждать на международных соревнованиях.

Односторонний подход ведет к отсутствию понимания смысла широкой, базовой прыжковой подготовки. Решение задачи тренировки одним видом двигательных заданий – перспективно мало. Необходимо использовать совокупность всех видов упражнений. Все прыжковые упражнения с вертикальным отталкиванием, все существующие способы прыжка на кайте являются частями целостного понятия – прыжок на кайте.

Расширяя и постепенно усложняя круг прыжковых заданий, удается суммой их вариативности создать базовые основы отталкивания вверх.

В тренировке кайтера следует сосредоточить внимание на выполнении подготовки к отталкиванию и к самому отталкиванию. Все, что касается толчка, должно занимать в целом не меньше ? рабочего времени.

7. Изначально необходимы разные способы прыжка, в том числе такие, которые не перегружают психику спортсмена трудностью движений и перехватом планки. Нередко хорошо подготовленные физически райдеры, не успев закрепить технику базовых движений начинают тренировать прыжки в unhooked и стремиться перехватить планку. Но реальность расходится с желаниями. Нельзя желать многого, а пытаться сделать малое. Успех перехвата планки фактически зависит от полноценной реализации вертикальной силы толчка. Первая крупица уверенности возникает благодаря успешному выполнению отталкивания. Например, когда спортсмен терпит неудачи в движениях полета, он психологически «травмируется» такими прыжками. Выход из такого положения есть.

Для полноценного освоения техники перехватов целесообразно применять переходные способы. Речь идет прежде всего об отработке техники прыжков, как с переводом кайта, так и без, на трапеции, а затем и в unhooked.

Совмещение в тренировке разных способов прыжка (на крюке, в анхукт) создает уверенность спортсмена в том, что он сможет выполнить перехват успешно.

2008 февраль © Copyright кайт портал Kites.Ru Михаил Соловейкин по статье “Прыжок в высоту” Елизаветы Сосиной и Павла Гойхмана